История возникновения стиля

about-1

Со времен, когда искусство рукопашного боя в доспехах впервые было канонизировано школой Цуцуми-ходзан-рю в XV веке, прошло много времени. На протяжении всех прошедших веков Япония находилась в состоянии постоянных войн, боевых действий и стычек между различными самурайскими кланами. Это не могло не повлиять на развитие различных видов боевых искусств, в том числе и на искусство рукопашного боя без оружия.
В XVII веке Сиробери Акияма создал свою собственную школу дзю-дзютцу – Йосин рю (Школа сердца ивы). Таким образом, начиная с XVII века, за техникой рукопашного боя закрепилось название дзю-дзютцу (джиу-джитсу).
Изначально в 18-19 веках выделяют от нескольких сотен до нескольких тысяч больших и малых клановых школ японского дзю-дзюцу. Каждая из которым имела свою традицию и технику в зависимости от базового искусства владения основным холодным оружием данного клана, являвшимся разработчиком и хранителем традиции школы. Также на каждую школу дзю-дзюцу имели влияние и другие виды боевых искусств Китая, Кореи и др. стран Дальнего Востока. Но все они были созданы для войны и как искусство ведения боя на поражение и во имя выживания, то есть имели прикладной характер.
Влияние на школы дзю-дзюцу оказывал также характер применения данного искусства кланом, который его культивировал. Скажем, если самураи данного клана были призваны служить в пешем строю в регулярной армии на технику их дзю-дзюцу накладывал отпечаток набор приёмов необходимых для ведения боя холодным оружием на поле боя в массовом сражении с применением длинных копий либо катаны, дзю-дзюцу данного клана было основано на амплитуде движений применяемых при работе с этим оружием, то есть более размышистых движениях. Если самураи служили в охране замков либо участвовали в диверсионных операциях, их оружие было более коротким, а характер действий более скрытным, их дзю-дзюцу было основано на более коротких и скрытных базовых движениях.
После Реставрация Мэйдзи и лишения самурайского сословия привилегированного статуса в Японии, самураи — мастера дзю-дзюцу, начали массово покидать Японию и переселятся в Америку, Европу на Дальний Восток и Сахалин в Российской империи. Изучали дзю-дзюцу и работники посольств европейских стран в Японии. Огромная японская диаспора появилась на Гавайских островах, в Калифорнии.
1905 год — после русско-японской войны дзю-дзюцу проникло в Российскую империю вместе с японскими военнопленными и через работников дипломатических служб. Российские военные были поражены, как маленькие японцы искусно противостояли физически более сильным европейцам. Первые сведения о дзю-дзюцу в России появились после издания в Санкт-Петербурге книги знаменитого русского борца, «профессора атлетики» И. В. Лебедева «Самозащита и арест».
В 20-е годы — работу по развитию этого боевого искусства продолжили в России и на Украине Спиридонов, Короновский, Ознобишин, Яковлев, Солоневич, Ощепков. Позднее на основе их работы появилась советская версия дзю-дзюцу — самбо (Самозащита без оружия). Известна книга В. А. Спиридонова «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-Джитцу» Одобрено Инспекцией Физической подготовки РККА и Центральным Советом Пролетарских Спортивных Обществ «ДИНАМО» Издание 1927 г.
В США через японскую иммиграцию на Гавайские острова и Калифорнию проникло множество известных школ и мастеров дзю-дзюцу. Яркий пример школа Данзан Рю и проф. Оказаки. В 1914 году Сатакэ и Мицуё Маэде мастера кодокановского дзю-дзюцу прибыл в Южную Америку и положили начало т. н. бразильскому джиу-джитсу. Дзю-дзюцу стали внедрять в систему подготовки офицерского состава некоторых европейских стран.
Мир познакомился с дзю-дзюцу. Начали открываться школы, технику дзю-дзюцу стали использовать полицейские и офицеры армий этих стран. Дзю-дзюцу приобрела популярность в среде европейской буржуазии и офицерства. Стали появляться спортивные общества, пропагандирующие занятия дзю-дзюцу как полезные для здоровья и морально-волевого воспитания. Проводятся первые состязания бойцов и клубные матчевые встречи. Различные мастера дзю-дзюцу стали попадать в различную среду в принявших их странах. Соответственно, в зависимости в какой среде их боевое искусство нашло себе применение, такие черты оно стало приобретать. В буржуазной среде искусство дзю-дзюцу стало более мягким, безопасным, показательным и гимнастическим — это стало основой появления т. н. традиционного (салонного) дзю-дзюцу, когда данное боевое искусство нашло себе применение как вид показательных выступлений и метод физической активности буржуазии. В среде военных и спецслужб начало формироваться так называемое прикладное дзю-дзюцу.
Огромное влияние на дзю-дзюцу во всём мире оказало появление дзюдо. Профессор Дзигоро Кано, основавший этот стиль, не принадлежал к самурайскому сословию и не мог называть свой стиль дзю-дзюцу. Зато профессор Кано имел связи в зарождавшемся олимпийском комитете и под давлением этой структуры стал активно лоббировать создание спортивного направления для олимпийского движения на основе дзю-дзюцу. Вследствие всего этого и появилось дзюдо. Этому процессу сопутствовало изменение подходов к технике и методике тренировок. Были исключены опасные для жизни приёмы и ударная техника. Вследствие техника дзюдо приобрела самобытный вид и в свою очередь оказала огромное обратное влияние на многие школы дзю-дзюцу в мире. В связи с наличием официального статуса дзюдо приобрело большую популярность чем дзю-дзюцу как базовая школа. И многие последователи дзю-дзюцу в Европе и США стали тренировать оба стиля параллельно, где основным стал стиль дзюдо, а приёмы дзю-дзюцу стали дополнением к технике дзюдо как раздел самозащиты. Но во многом здесь была утеряна динамика реального боя и единство биомеханики движений. В дальнейшем ударная техника данных стилей стала второстепенной и стала незначительной. Во второй половине 20-го века на основе таких школ было создано спортивное дзю-дзюцу, где в основном используется ударная техника карате и техника бросков дзюдо.
В настоящее время в Японии наряду с дзюдо и айкидо преподаются и классические древние школы дзю-дзютцу, кэн-дзютцу и др.
Помимо старых школ, за последние 50 лет, были зарегистрированы порядка 25 новых школ и направлений современного дзю-дзютцу (шин рю дзю-дзютцу).
Наша школа является одной из этих современных школ дзю-дзютцу, хотя в ее основе лежат классические принципы и подходы старых японских школ дзю-дзютцу.